Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.03.2024, 11:52

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №25 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА СПБ

Меню сайта
Мы ВКОНТАКТЕ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Васильева Юлия Вячеславовна – учитель – логопед группы «Ромашки».

 

Дистанционные консультации педагогов для родителей

Васильева Юлия Вячеславовна – учитель – логопед высшей квалификационной категории.

Стаж педагогической работы – 36 лет

 

Рекомендации  для родителей на летний период

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Поэтому желательно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Ежедневно делайте артикуляционную гимнастику (желательно утром и вечером)
  • Тренируйте силу и длительность выдоха. Можно:
  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
  • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
  • Надувать воздушные шарики;
  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
  • Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
  • Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;
  • Дуть на детские флюгера.
  • Играйте с глиной, мокрым песком;
  • Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель);
  • Учите детей кататься на самокате, велосипеде, роликах;
  • Рисуйте на асфальте цветными мелками.

В дождливые дни можно:

  • Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
  • Перебирать крупы;
  • Играть с пальчиками;
  • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
  • Складывать простое оригами, делать аппликации;
  • Вышивать (крупным крестиком);
  • Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
  • Плести из бисера, бусин, резиночек;
  • Лепить из пластилина, теста;
  • Читать книги.

Обогащению словарного запаса ребенка новыми словами будут способствовать:

  • Летние путешествия, новые впечатления от поездок, походов в лес.
  • Посещение детских выставок, цирка, дельфинария.

Продолжайте вместе с детьми:

  • Читать художественные произведения, сказки, детские журналы;
  • Пересказывайте короткие сказки, рассказы, истории;
  • Придумывайте свои сказки, рассказы, небылицы;
  • Отгадывайте загадки, учите стихи.

В вечернее время беседуйте с ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день (это помогает развить память, речь и сплотить вас с ребенком)

Необходимо исключить:

  • Просмотр боевиков, «ужастиков», «западных» мультфильмов с насилием и жестокостью.
  • Покупку игрушек, раскрасок, картинок с изображением агрессивных героев и монстров.

Такие фильмы не несут в себе никакого обучающего момента, зато провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения. Дети могут переносить увиденное в свои игры. Вряд ли это сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей. Кроме того, у предрасположенных к этому ребят такие фильмы могут спровоцировать заикание или энурез.

 Игры на отдыхе

Предлагаю вашему вниманию игры, которые вы можете  использовать, отдыхая с ребёнком на даче, на пляже, в парке или по дороге в транспорте. Всегда можно совместить «приятное с полезным»:

«Что из чего?»

Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала.

Например: Мясо – мясной бульон, мясной фарш, мясная котлета, мясная колбаса…

(Дерево…металл …стекло…  бумага… кожа… шоколад…пластмасса…резина …)          

«Пять действий»

Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом.

Например: Шоколад – его можно кушать, подарить, купить, растопить, угостить друга, испачкать руки… (Книга…лимон …карандаш …цветок и т. д).

«Кто больше?»

Говорим  любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".

Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная.

Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

«Подбери словечко»

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать:

Свежий -  (воздух, огурец, хлеб, ветер);

Старый-  (дом, пень, человек, ботинок);

Свежая-  (булочка, новость, газета, скатерть);

Старая- (мебель, сказка, книга, бабушка);

Свежее -  (молоко, мясо, варенье).

              "Три части"

Назови по три части указанных предметов. Если назовёшь пять частей, ты – победитель!

Например: Я знаю 3 части машины: кабина, руль, сиденье, фары, кузов.

(3 части дома, велосипеда, корабля, стула…)

Проведите максимально больше времени со своим ребенком, ведь он так этого ждет!

Приятного Вам отдыха, до встречи в новом учебном году!

Успехов будущим первоклассникам!

 

Почему ребенок молчит?

Причину позднего и недостаточного развития речи у ребят в домах ребенка или круглосуточных яслях понять легко: персонал не может уделять достаточно внимания ребенку. Но как объяснить такие случаи в семье, где малыш окружен заботой, где ему отдается масса времени?

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи – это степень речевого общения с детей с окружающими взрослыми людьми. Но в процессе проведения многочисленных исследований было доказано, что степень речевого общения со взрослыми не играет такой уж большой роли, как изначально предполагалось. Конечно, это необходимое условие для того, чтобы ребенок заговорил, но  необходимо учесть еще несколько фактор, влияющих на развитие речи ребенка.

Великие русские физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что речь – это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

Поэтому в поисках того, что поможет ребенку в развитии речи, прежде всего, возникала мысль об использовании мышечных ощущений с речевого аппарата.  Двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является ее частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики.

Для определения уровня развития речи проводится такой опыт с детьми с первых лет жизни:  ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, говорящие дети; если же пальцы напряженные. Сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это – не говорящие дети. До тех пор пока движения пальцев не стану свободными, развития речи добиться не удастся.

Очень интересные наблюдения были сделаны дефектологами, что грубая переделка левши в правшу (когда ребенку привязывают левую руку за спину, бьют по руке и т. д.) в большинстве случаев приводит к заиканию и другим расстройствам речи.

Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одних из этих детей с раннего возраста обучают общаться с другими людьми с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой тактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребенок как бы «пишет» слова. Когда глухонемые дети приходят в школу и начинают обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые разговаривали крупными жестами, поддаются обучению с большим трудом – оно требует многих и многих месяцев, те же дети, которые ранее разговаривали пальцами, очень легко и быстро овладевают звуковой речью.

Когда мы сопоставляем все эти факты, то, естественно, приходим к заключению: говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Приведенные здесь факты, как нам кажется, позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

В чем заключается связь движений пальцев рук и речи?

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика была здесь роль руки – она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись.

Позднее жесты стали сочетаться с возгласами и выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, нона долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает себя знать и у нас).

Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более сложную и тонкую работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, само захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На шестом месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На  7-м – появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т. д. В 8 – 9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т. д. Вслед за развитием тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше!) начинается произнесение первых слов.

Благодаря изучению электрофизиологических исследований можно утверждать, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там. Где развитие речи происходит своевременно, о особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.
Пальцы помогают говорить.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 – 7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук – поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка – взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо 2 – 3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть различными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Проводимые на протяжении ряда лет наблюдения показали. Что многие приемы из наиболее простых оказываются очень эффективными. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом учувствуют все пальцы, и требуется значительное усилие), рвать на мелкие любую бумагу – малыши делают это с удовольствием по нескольку минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны. Нужно, конечно, следить, чтоб ребенок не ел пластилин и обрывки бумаги. Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши (вкладыши – полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой). Нанизывание колец пирамидок – также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя или тремя пальцами.
Начиная с полутора лет, детям дают боле сложные задания. Специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это затягивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают шнурок от ботинка с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком. Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками, например, «Сорока – белобока».

Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоить?

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей, и они обращаются к врачу.

Ну, а если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда малыш в 3-4 года говорит невнятно, что понять его может только мать. Бывает, что в этом возрасте дети не произносят некоторых звуков, заменяют одни звуки другими или у них нарушен ритм и темп речи – они говорят захлебываясь, очень быстро или, наоборот, тянут слова и т. д.  Такие нарушения, как правило, мало волнуют родителей, и они склонны объяснить их тем, что «маленьких детей вообще трудно понять!»

Конечно, на ранних этапах развития речи артикуляция звуков у всех детей не совершенна: они искажают, пропускаю или заменяют многие звуки. Однако это можно считать «нормой» для детей не старше 2,5-3 лет. Если же дефекты артикуляции отмечаются у детей старшего возраста и держатся стойко, нужно принимать меры по их устранению. Когда эти дефекты и  маленьких детей выражены очень сильно, на них необходимо обратить внимание  - не связаны ли они с каким-то расстройством.

В настоящее время расстройства речи изучены достаточно хорошо, и многие из них успешно излечиваются. Для широкого круга родителей подробное знакомство с этой областью едва ли нужно, но иметь общие представления о ней, по-видимому, будет полезно. Родители, например, должны знать, что является отклонением от правильного развития речи, что относится к ее расстройствам. Это поможет им вовремя обратиться к специалисту по расстройству речи, и дефект может быть выправлен скорее. Помните: чем более стойкий характер приобрело то или иное нарушение речи, тем труднее его лечить.

Можно выделить четыре основные группы речевых расстройств:

  1. Нарушения звукопроизношения.
  2. Нарушение ритма и темпа речи.
  3. Расстройства речи, связанные с нарушением слуха.
  4. Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.

К нарушениям звукопроизношения относят косноязычие (его называют также дислалией) и дизартрию – нечленораздельную речь.

Косноязычие выражается в отсутствии некоторых звуков (ребенок пропускает их в словах), в искажении звуков (ребенок неправильно произносит) и в замене одного звука другим. Косноязычие бывает функциональное и механическое. При функциональном косноязычии слух и строение артикуляторного аппарата нормальны, и причины нарушения речи заключены в слабости нервных процессов, протекающих в мозге. Механическая форма косноязычия обусловлена врожденными дефектами строения ротовой и носовой полостей (губ, зубов, нёба, носовых ходов и т. д.). При этих поражениях страдает не только произношение звуков, но очень часто встречаются  и нарушения тембра голоса, ритма речи и т. д.  Функциональное косноязычие (пропуск, искажение,  замена звуков) на втором – третьем году жизни ребенка может считаться закономерным явлением. Существует даже термин: «физиологическая дислалия». Если же дефект произношения держится и в более старшем возрасте, то нужно обращаться к логопеду.

Больше всего дефектов наблюдается в произношении звуков, у которых трудный способ артикуляции. При этом, чем сложнее артикуляция звука, тем больше будет дефектов. Чаще других встречаются дефекты в произношении звуков «р» и «л» (так называемые язычные звуки), несколько реже – в произношении звуков «с», «з», «ц» (свистящие), «ш», «ж», «ч», «щ» (шипящие). 
Нарушения произношения звука «р» чрезвычайно разнообразны. Это отсутствие звука «р»: «ука» (рука) , «коова» (корова), «ша» (шар); картавое «р», носовое «р»: звук «р» заменяется носовым «нг». Очень часто звук «р»  заменяется звуками «л», «т», «д», «г», «й». Например, «лука» или «йюка» (рука), «колова» или «койова» (корова) и т. д.

Другой трудный звук – «л». Недостатки его произношения почти также многочисленны, как и звука «р». Здесь тоже отмечается отсутствие звука: «апа» (лапа), «ошка» (ложка), «юди» (люди); встречается «двугубное» или губно-зубное «л»: вместо «л» слышится звук, средний между «у» и «в» - «уампа» или «вампа» (лампа), «уошка» или «вошка» (ложка); носовое «л», когда звук «л» заменяется носовым звуком «нг». Бывают и более редкие  нарушения, например, звук «л» заменяется звуками «р», «д», «н», «й», «в» и т. д.

В тех случаях, когда звук отсутствует или неправильно артикулируется, специально подобранными упражнениями налаживают правильный уклад артикуляторных органов для произношения этого звука. Если имеется упорная замена одного звука другим, это свидетельствует о том, что у ребенка не только недостаточность артикуляторной функции, но и плохое различие звуков речи. В таких случаях наряду с упражнениями по исправлению артикуляции проводят и упражнения на распознавание звуков – воспитание фонематического слуха.

Мы не приводим здесь тех упражнений, которые даются детям для устранения дефектов произношения различных звуков, ибо в каждом отдельном случае логопед  учитывает степень нарушения, его особенности и в соответствии с этим дает указания. Ни в коем случае не пытайтесь исправлять недостатки произношения у ребенка сами – здесь вам не обойтись без помощи специалиста.

Механические дислалии представляют собой более тяжелое расстройство: ведь правильное строение челюстей, зубов, языка, носоглотки необходимо не только для правильного формирования речи, но и для полноценного питания, дыхания и т. д. При механических дислалиях часто страдает не только артикуляция, но и понимание речи других людей, так как эти процессы тесно взаимосвязаны.
При неправильном строении губы недостаточно подвижны, и, конечно, прежде всего, будет страдать произношение губных звуков «п», «б», «м» и губно – зубных звуков «ф» и «в». Плохая подвижность губ отражается и на произношении других звуков. При неправильности в строении зубов или их отсутствии страдает артикуляция звуков, образуемых с участием передних зубов, -  «с», «з», «ц» и т. д.

Наиболее частным отклонением в строении челюстей бывает неправильный прикус. Прикус – соответственное расположение зубов верхней полости по отношению к зубам нижней. При правильном строении челюстей верхние резцы должны слегка прикрывать нижние, боковые коренные зубы при этом смыкаются. При неправильном прикусе верхняя или нижняя челюсть может выступать вперед, встречается так называемый перекрестный прикус и т. д. Неправильный прикус нарушает жевание, дыхание (развивается привычка дышать ртом). Все эти отклонения в строении челюстей могут привести к нарушениям артикуляции,  о которых мы рассказывали при описании функциональной дислалии, кроме того, часто получаются дополнительные звуки: пришепетывание , причмокивание и т. д.

Лечение должно начинаться с попытки выправить имеющийся дефект. Для этого необходимо как можно раньше обратиться за помощью к специалисту по челюстно-лицевой хирургии. Одновременно необходимо посоветоваться с логопедом относительного, того, какие упражнения для постановки звуков следует делать ребенку.

Среди отклонений в развитии лицевого скелета часто встречается врожденное незаращение нёба (полное – по всей длине или неполное). В настоящее время большинство специалистов  признает в этих случаях необходимость раннего оперативного вмешательства. Пластическую операцию губы можно делать уже в первые часы жизни ребенка. Родители не должны раздумывать, обращаться ли к хирургу, не должны откладывать этого на более позднее время, «когда малыш подрастет». Большое значение имеют логопедические занятия, так как таким детям очень важно поставить правильное дыхание и звучание голоса, обучить их артикуляции звуков. При расщелинах нёба логопедические занятия следует начинать до операции и продолжать после нее.

Довольно часто встречается нарушение произношения звуков «р», «ш», «ж», «ч», «щ» при укорочении подъязычной связки («уздечки»). Вопрос о том, подрезать ли уздечку, решают в зависимости от того, насколько сильно уменьшен объем движений языка. Многие специалисты категорически возражают против оперативного лечения и рекомендуют вибрационный массаж и специальную гимнастику языка.

К этой же группе заболеваний относят дизартрию, или расстройство членораздельной речи, возникающее при травмах мозга, воспалительных процессах или нарушениях мозгового кровообращения. Все движения, в том числе и артикуляторные, при этом очень замедленны, неловки. Жевание и глотание затруднено, поэтому часто наблюдается слюнотечение. Объем движений языка и губ ограничен: ребенок не может вытянуть губы трубочкой, оскалить зубы, надуть щеки. Голос  тихий, глуховатый, иногда пропадает совсем. Темп речи медленный, с неравномерными паузами.

Весь ход развития речи при дизартрии задержан, период лепета часто отсутствует, к 2 – 3 годам появляются отдельные слова, а фразы (короткие, обычно неправильно построенные) ребенок начинает произносить  лишь к 5 -6 годам. Позднее запас слов увеличивается, речь развивается, но она остается неразборчивой, смазанной, монотонной. Некоторые дефектологи считают, что дети с дизартрией являются умственно отсталыми. Большинство же находят, что у этих детей существует лишь задержка развития интеллекта, связанная с двигательными и речевыми нарушениями. При улучшении состояния такие дети могут хорошо учиться и проявлять нормальные умственные способности.

Дети с дизартрией нуждаются в наблюдении невропатолога (хотя бы периодически). Поскольку это расстройство всегда является результатом заболевания мозга, его нужно длительно и терпеливо лечить. Такая же длительная и терпеливая работа должна вестись и по выправлению речевых дефектов – конечно, под руководством логопеда.

Расстройства ритма и темпа речи бывают двух видов: не судорожного и судорожного характера. Нередко речь детей становиться малопонятной, неразборчивой вследствие того, что нарушается ее темп: она или очень замедляется, или очень ускоряется – это нарушения не судорожного характера.
Замедление речи имеет в своей основе усиление тормозного процесса. Здесь может быть растянутое, замедленное произношение звуков в слове, паузы между ними – ребенок произносит слова почти по слогам («ви…зу…со…ба…а…ку); может быть удлинение пауз между словами («дай…мне…руку»). Речь монотонная, тягучая, вызывает напряжение и утомление у слушающих, но сами дети обычно своего дефекта не замечают. Лечение заключается в применении тонизирующих средств, лечебной гимнастики и занятиях по логопедической ритмике.
Ускорение темпа речи связано с преобладанием у ребенка процесса возбуждения. Убыстрение темпа речи сочетается с быстрым темпом все двигательных реакций. Когда эти дети волнуются. То получается еще большее ускорение речи, проглатывание, перестановка слогов и т. д. Лечение таких детишек заключается прежде всего в том, что нужно снизить их общую возбудимость (с помощью лекарств и физиотерапии).

В развитии расстройств темпа речи большую роль играет подражание. Поэтому, если у вас в семье кто-нибудь имеет нарушение ритма и темпа речи ( а обычно это так и бывает), то обязательно надо лечится и этому человеку, иначе у ребенка будут все время возникать рецидивы.
Заикание – расстройство ритма и темпа речи с судорожным спазмом речевых мышц. Оно проявляется в двух формах – так называемое заикание развития и реактивное заикание. Заикание развития наблюдается в раннем детстве, когда ребенок еще плохо говорит, имеет немало дефектов артикуляции. Если с малышом в это время разговаривают, учат его трудным слова, фразам, то он может начать заикаться. Подчас родители не могут указать определенный момент начала заикания – оно развивается постепенно. В основе развития такой формы заикания лежит перевозбуждение речевых зон мозга ребенка. Поэтому первой мерой должно быть прекращение всяких разговоров с ребенком. Нужно успокоить малыша, не разрешать ему говорить, и самим ограничить разговор с ним.  Иногда такой «режим молчания» в течение 7 – 10 дней выправляет положение. Иногда же расстройство оказывается довольно стойким. Как только у ребенка возникло заикание, нужно обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания.  Реактивное заикание (которое развивается как реакция на какое-то сильное воздействие) чаще всего бывает следствие испуга, психической травмы (тяжелые конфликты в семье) или истощающих длительных болезней.

Обычно все дети переживают когда-нибудь испуг, переносят более или менее тяжелые инфекции, бывают свидетелями конфликтов в семье. Однако заикание возникает лишь у сравнительно небольшой части ребят. Вот почему врачи считают, что заикаться начинают дети, имеющие предрасположенность к этому, например, дети с некоторой конституциональной слабостью нервной системы. Действительно, у заикающихся детей обычно можно видеть и другие признаки невротического состояния: плохой аппетит, беспокойный сон, ночные страхи, недержание мочи.  Специалисты по лечению заикания, например С. С.  Ляпидевский, считают, что развитие заикания всегда имеет в основе ослабленную кору: на этом фоне сильные отрицательные воздействия вызывают срыв нервной деятельности – развитие невроза, одним из проявлений которого и будет заикание. При лечении заикания наряду с логопедической необходима и медицинская помощь. Заикающийся ребенок должен находиться под наблюдением невропатолога. Как показывает опыт, наиболее успешным является лечение заикание в стационаре.

Для нервных детей особенно важно установить твердый режим, следить, чтобы они достаточно спали, не переутомлялись. Надо создать для них спокойную обстановку в семье, детском саду или школе: дети одинаково тяжело переживают, как грубое обращение с ними, так и ссоры, конфликты между близкими.

Относительно маленьких детишек нужно, кроме того, соблюдать осторожность в речевых нагрузках: если ребенок плаксив, возбудим, беспокойно спит и т. д., не следует слишком много читать ему, рассказывать, не следует торопиться учить его трудным словам, сложным фразам, особенно если у него имеется еще «физиологическое косноязычие». На фоне неотработанной артикуляции обилие новых трудных слов легко приведет к «срыву» нервной деятельности.
Также следует помнить, что заикание часто возобновляется после лечения. Причины рецидива заикания те же, что и причины. Рецидивы заикания могут быть предупреждены, если окружающие люди постараются создать для ребенка спокойную обстановку.

Нарушение слуха и связанные с ними расстройства речи.

Небольшое ухудшение слуха может приводить к задержке развития речи, а в случае, если же в этот период  имеется значительная потеря слуха, то речь ребенка совсем не будет развиваться. Когда хотят выяснить, слышит ли маленький ребенок, то прежде всего проверяют, как он реагирует на звуки средней громкости и громкие: звонок, крик, разговор. Если малыш не оборачивается на эти звуки, то с большей долей вероятности можно сказать, что он глух. Однако если вы хлопнули дверью или похлопали в ладоши и ребенок дал реакцию – это вовсе не доказательство наличия у него слуха, так как это будет реакция на вибрацию воздуха, а не на звук.

При обследовании слуха с помощью аудиометра вычеркивают кривую: по горизонтали откладываются те звуковые частоты, в пределах которых ребенок слышит, а по вертикали – силу звуков, при которой они воспринимаются. Потеря слуха характеризуется обоими этими показателями. В зависимости от того, каковы остатки слуха у ребенка, и ведется с ним дальнейшая работа. Очень большое значение имеет возраст, когда ребенок потерял слух. Чем раньше это случилось, тем тяжелее это сказывается на  речи. Дети, родившиеся глухими и потерявшие слух на втором-третьем году жизни, будут немыми, они не могут овладеть речью без специального обучения. Дети, потерявшие слух в 5-6 лет, теряют речь лишь в редких случаях, а оглохшие в 7-11 лет сохраняют речь полностью.

Тугоухость и даже глухота совсем не свидетельствует о том, что ребенок обречен на задержку умственного развития. При своевременном обращении к логопеду и систематических занятиях тугоухий и глухой ребенок вырастит полноценным человеком.

Недоразвитие речи и утрата имевшейся речи.

Недоразвитие речевой деятельности (алалия) является или следствие того, что созревание нервных клеток речевой зоны левого полушария в силу каких-то причин запаздывает, или результатом раннего поражения этих клеток при инфекциях, интоксикациях, родовых травмах и травмах вскоре после рождения. Утрата речи (афазия) происходит при очаговых поражениях речевых зон коры мозга у детей и взрослых людей, речь которых уже была сформирована.
Алалии разделяют на моторную, когда страдает речь самого ребенка, и сенсорную, когда нарушается понимание речи других людей.  У детей, страдающих алалией, речь развивается поздно, запас слов пополняется медленно, и используется в речи они неправильно. Дети – алалики не изменяют слова по числам, падежам, в их речи отсутствуют связки и т. д., поэтому в 7-8 лет ребенок говорит как двух-трехлетний: «Катя гуляет садик», «книга бах стол пол».
Поскольку у таких детей имеется недоразвитие речевых областей мозга, в работе с детьми – алаликами нужно использовать другие области мозга, более полноценные – слуховые, зрительные или осязательные и в занятиях главным образом опираться на них.

При афазии, как и при алалии, нарушения обычно носят смешанный характер, однако, как правило, преобладает потеря способности понимать чужую речь или способности артикулировать слова. Афазия, даже очень тяжелая, проходит у детей сравнительно быстро, если устранена основная причина расстройства речи.

Психическое здоровье ребенка, в том числе и развитие у него полноценной речи, во многом зависит от внимания и заботы семьи. В 80% случаев заикания – невротического происхождения, а это значит, что нужно принимать меры к лечению любых невротических проявлений, снижению возбудимости детей.

Дислалии, дизартрии, нарушения темпа и ритма речи, алалии, афазии – со всеми этими расстройствами можно справиться полностью или добиться значительного улучшения состояния речи ребенка, но вы должны помогать малышу настойчиво, с любовью и верой в успех.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz