Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.03.2024, 09:52

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №25 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА СПБ

Меню сайта
Мы ВКОНТАКТЕ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Шерле Марина Витальевна - учитель - логопед группы "Колобок"

Дистанционные консультации  педагогов для родителей

 

Шерле Марина Витальевна - учитель - логопед группы "Колобок"

Стаж работы - 24 года

Преодоление фонематических нарушений у детей с ОВЗ.

 

Полноценная речь ребенка является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, непременным условием успешного освоения грамоты и чтения.

Известно, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование учебно-познавательной деятельности детей. Из этого следует, что не проведенная своевременно коррекция трудностей в обучении, имеющихся у ребенка с нарушениями речи, приводит к формированию вторичных дефектов — социально-педагогической запущенности, эмоциональных, личностных и интеллектуальных расстройств.

Развитие речи в онтогенезе происходит по определённым закономерностям, определяющим последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетико-фонематической стороны, лексического запаса и грамматического строя).

Перед работниками дошкольных учреждений поставлены задачи: развитие словаря, грамматического строя, связности речи, обучения детей правильному произношению, развития фонематического восприятия, устранения имеющихся у них речевых недостатков к моменту поступления в школу.

Одним из важнейших направлений работы учителя-логопеда является развитие фонематического восприятия, формирование фонематического анализа, синтеза и представлений. Преодоление фонематических нарушений у детей с ОВЗ достигается путем целенаправленной комплексной работы.

Подробнее остановимся на особенностях коррекционной работы по преодолению фонематических нарушений.

Необходимо, как можно раньше начинать работу по развитию слухового восприятия. И целесообразно начинать работу с неречевых звуков.

Этапы работы по преодолению фонематических нарушений.

1.Узнавание и различение неречевых звуков.

Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений («Угадай что звучало?», «Что делает Петрушка?», «У кого звучит игрушка» и т. д.). В процессе работы у детей формируются также навыки слухового внимания, слухового гнозиса (узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения различать и дифференцировать звуки речи.

На неречевых звуках можно научить определять направление звука, силу, высоту и длительность звучания; отработать восприятие ритма. («Где звучало?», «Слушай, не зевай, сколько было отвечай», «Три медведя», «Угадай, кто идет?», «Тихо-громко», «Далеко - близко», «Длинный - короткий»).

Все звуки речи отличаются друг от друга по вполне определенным характеристикам – по высоте, силе (или громкости) и длительности звучания. Например, гласные звуки являются более сильными (то есть воспринимаются нашим слухом как более громкие), чем согласные. Из гласных звук И более высокий, чем У, поскольку голосовые связки при его образовании колеблются с большей частотой. Из согласных самыми высокими звуками являются свистящие, тогда как шипящие содержат в своем составе более низкие по сравнению с ними частоты. Мягкие и твердые согласные, такие, как С-СЬ, З-ЗЬ, Л-ЛЬ и другие, также различаются по высоте – мягкие звуки являются более высокими, чем твердые. Что касается длительности звучания, то смычные звуки звучат значительно более короткое время, чем щелевые (сравните, например, звук С-С-С, который можно «тянуть», и Т, который произносится мгновенно).

Следовательно, если мы научим ребенка любые имеющиеся в природе звуки отличать друг от друга по названным выше признакам (по высоте, силе и длительности звучания), то тем самым мы в значительной степени подготовим его слух к различению по этим же самым характеристикам и речевых звуков.

2.Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.

а) развитие навыка слухового самоконтроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении ребенка.

б) распознавание искаженного произношения, отличающегося от собственного, в чужой речи (взрослого и ребенка):

в) распознавание искаженного произношения, аналогичного собственному, в чужой речи.

Игры: «Капризный телефон», «Недовольный Саша», «Светофор», «Как правильно сказать?»

3. Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов.

Выбор метода имитации слогов является достаточно эффективным при развитии распознавания и различения звуков на элементарном (сенсомоторном) уровне, так как даёт возможность исключить избыточность информации, встречное моделирование, смысловую догадку, играющих существенную роль при восприятии семантически значимых единиц. Методом имитации слогов у детей формируется навык аудирования (направленного восприятия звуков речи), способствующий развитию умения слушать и слышать речевой материал.

Эта работа проводится в игровой форме. Например, логопед рассказывает о волшебной стране, в которой живут маленькие волшебные человечки. Они очень похожи на нас, но у них свой волшебный язык. Логопед предлагает детям совершить путешествие в волшебную страну. Или игры «Телефон», «Что лишнее?»

4. Различение близких по звуковому составу слов.

В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

«Незнайка запутался», «Найди похожие слова», «Лишнее слово», «Подскажи словечко», «Чем отличаются слова».

5. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

Стоит отметить, что дети проявляют большой интерес к тому, как они говорят:

«… ребенок не чужд любознательности и по отношению к физиологии произношения. Он задается вопросом, какие органы участвуют в произношении, и даже готов экспериментировать в этом направлении» (А. Н. Гвоздев «Вопросы изучения детской речи»). В каждой возрастной группе дети овладевают различным запасом сведений о работе органов артикуляционного аппарата, которые даются в доступной игровой форме.

  • младшей группе детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.

В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняют движения губ и языка и учат делать язык одновременно широким и тонким.

В старшей группе закрепляют все, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях в предыдущих группах. Дают понятия о спинке языка и учат делать язык то широким, то узким.

В подготовительной к школе группе уточняют основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков. Например, «Губы умеют улыбаться, когда мы произносим звук И, умеют вытягиваться вперед трубочкой, когда мы произносим звук У ».

Формируется умение кинестетически ощущать положение кончика языка. А также положение языка при произнесении звука подкрепляется определенным положением руки.

С помощью тактильного ощущения уточняется холодная или теплая воздушная струя, наличие вибрации голосовых связок.

Слуховой образ звука сравнивается с неречевым звучанием, например, на звук З – картинка с изображением комара (он звенит, напоминая звук З), на звук С – изображение насоса (воздух, выходящий из насоса, свистит, напоминая звук С).

Игры «У кого?», «Угадай, кто (что) это был(о)?»

6. Фонематический анализ.

а) Выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов.

Игра «Хлопни (топни, стукни, подпрыгни, подними картинку - символ), когда услышишь звук…», «Найди общий звук».

б) Выделение первого и последнего звука в слове.

Игра «Назови первый (последний) звук в слове», «Отгадай загадку и назови первый звук в отгадке», «Логопедическое домино», «Цепочка» (по картинкам)

в) Нахождение местоположения заданного звука.

Учим определять место, какого – либо звука в слове: в его абсолютном начале, абсолютном конце или в середине.

Работа со звуковыми линейками и кружками – символами, игры «Звуки в домике» (проговаривает логопед), «Веселый поезд», «Чудесный мешочек», «Рыболовы».

г) Определение последовательности и количества звуков в слове.

Работа со звуковыми линейками и кружками – символами, составление графических схем слов – отгадок, слов - названий картинок.

Игры «Новоселье», «Покажи цифру».

д) Определение места звука по отношению к другим звукам.

При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным звуком и после заданного звука.

7. Фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков).

Логопед в должной последовательности раздельно произносит звуки, дети составляют из них слова. Например, « Ж, У, К – ЖУК». Условия формирования этой операции могут иметь разную сложность. Легкие – когда звуки подаются с минимальной паузой, трудные – когда паузы между подаваемыми звуками продолжительные или звуки перемежаются индифферентными словами – раздражителями. Например, «Сначала Ж, потом У, потом К». В начале формирования этой операции, как и многих других, следует подавать слова без редуцированных звуков.

Более сложным является составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности. Например, «К, У, Л - ЛУК»

Игры «Живые звуки», «Угадай – ка» (слово из первых (последних) звуков предметных картинок).

В процессе формирования фонематических функций учитывается фонетическая трудность слова, осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа и синтеза в умственном плане, без опоры на проговаривание и без вспомогательных средств. После отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно близкими, но акустически далекими (С - Ш), затем с артикуляторно и акустически близкими (С –З, С – СЬ, С - Ц).

8. Фонематические представления.

Здесь может предлагаться большой и разнообразный спектр заданий.

- «Определение «лишнего» звука в ряду звуков»,

- «Придумай слова на звук …» («Кто больше»), «Лото», «Чудо - дерево», «Назови овощи (фрукты, имена, игрушки, одежду …) на звук …»,

- «Придумай слова на звук … в начале (в конце) слова», «Цепочка», «Звуки в домике» (самостоятельная группировка картинок),

- «Группировка картинок по предложенным схемам»,

- «Пирамида» (разложить картинки соответственно количеству звуков в слове), «Придумать слова из 3-х (4-х, 5-ти) звуков», «Молчанка», «Умные часы»,

- «Озорные звуки» (выбор слова из слов – квазиомонимов с опорой на контекст), «Замени звук и объясни значение нового слова», «Звук потерялся» (слова с пропущенными звуками).

- «Разгадай шараду» (много интересных шарад помещено в книге В.В.Волиной)

С Б – мучительной бываю,

С М – одежду пожираю,

С Р – актеру я нужна,

С С – для повара важна.

(Боль – моль – роль – соль)

Таким образом, проводя систематическую, планомерную работу, мы сможем преодолеть фонетико-фонематические нарушения у детей с тяжелым нарушением речи. Поможем детям овладеть всей системой родного языка, подготовим их к обучению в школе и адаптируем к жизни в современном обществе.

 

 

 

Литература:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004.

Нищева Н.В. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. Издательство «Детство – пресс», 2009.

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1979.

Роль игры в жизни ребенка.

Для чего нужны игры детям? Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами. Игра — особый вид деятельности. В чем сила этой деятельности? Почему она так манит к себе и отдельных детей, и группы, и большие детские образования? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы в предлагаемых ниже рассуждениях.

До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Кроме того, игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира. Игра помогает ребенку усвоить обще­ственный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняю­щихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры.

Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры. Что важно в игре? То, что условия игры предлагают предметы, замещающие реальные элементы жизни. Такой «замещающий» предмет становится опорой для мышления ребенка и помогает ему правильно мыслить о реальном предмете. Это готовит ребенка к мышлению в плане представлений. Участие в различных играх учит ребенка принимать другую точку зрения, вникать в сложно­сти других участников игры. Конечно, это зависит от вида игры, но большинство игр, в которые играют дети, учат их рефлексии. Рефлексия как способность человека анализировать свои собственные действия и соотносить их с действиями других людей — необходимый элемент жизни в человеческом сообществе. Следовательно, развитие рефлексивного мышления у ребенка в какой-то мере гарантирует ему свободное оперирование своим поведением.

Общеизвестны игры

подвижные,

ролевые,

- настольные,

дидактические,

- деловые и пр.

Для ребенка особое значение, на наш взгляд, имеют игры подвижные, ролевые, и, конечно, дидактические, хотя и остальные виды игр находят свое место в их жизни.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz